История архипелага
Древнейшая стоянка первобытного человека, обнаруженная на Соловках, датируется VI тысячелетием до н.э., уже в это время люди начинают осваивать архипелаг, живут они на островах только летом, занимаются рыболовством, охотой на морского зверя, собирательством. Многие ученые относят знаменитые каменные лабиринты к страницам древнейшей соловецкой истории.
Археологами также найдены следы пребывания на островах человека в средние «домонастырские» века ― погребения корелы, чуди белоглазой и других угро-финских племен. При этом предполагается, что первыми людьми, жившими на островах круглогодично были иноки Савватий и Герман, пришедшие острова в 1429 году. Поселились они на берегу озера в северной части острова (сейчас это место, где находится Савватиевский скит) и прожили в уединении и молитве 6 лет. Во время отъезда Германа на материк Савватий почувствовал скорое приближение смерти, добрался до Большой земли и умер. Герман вернулся на остров через год с иноком Зосимой, который и выбрал место для обители. Датой основания монастыря считается 1436 год.
В XVI веке в монастырь пришел человек, которому было суждено изменить его судьбу ― московский боярин Федор Колычев, принявший постриг с именем Филипп. Вскоре, став настоятелем монастыря, он начинает на Соловках каменное строительство, при нем были устроены различные хозяйственные службы и гидротехнические сооружения, значительно увеличены монастырские владения на материке и доходы монастыря. В 1566 году соловецкий настоятель становится митрополитом Московским и всея Руси, однако из-за несогласия с политикой Ивана Грозного попадает в ссылку в Тверской Отрочь монастырь, где он был убит опричником Малютой Скуратовым. В 1652 году соловецкий игумен был прославлен для всероссийского почитания как Cвятитель Филипп Московский.
Расцвет монастыря, начавшийся при Святителе Филиппе, продолжался до церковной реформы Патриарха Никона в XVII веке, непринятой соловецкими монахами. В течение 8 лет монастырь подвергался экономической и военной блокаде, окончившейся его взятием, разграблением и уничтожением почти всей братии. События эти получили название «Соловецкое сидение» (1668-1676).
В 1764 году после секуляризации церковных владений монастырь лишился всех вотчин на материке (кроме Сумского и Кемского острога) и вынуждена была перестроить островное хозяйство, стали активно развиваться монастырские скиты и пустыни, промыслы и ремесла. Многие годы понадобились монастырю, чтобы возродить былую мощь и славу. Интересно, что второй расцвет монастыря был также связан с военной осадой.
Во время Крымской войны, 6 июля 1854 года, к стенам обители подошли два корабля объединенной англо-французской эскадры. Неприятель требовал от монастыря провиант, на что получил отказ и открыл огонь. Ответным огнем из стен крепости одно из судов «Миранда» получило пробоину и англичане были вынуждены отойти на ремонт. Утром корабли вновь зашли в гавань и начали 9-ти часовой обстрел монастыря, который не принес, однако, никаких результатов. В 1855 году англичане вновь вели переговоры с настоятелем монастыря (что засвидетельствовано на Переговорном камне), но провианта так и не получили. События эти тогда получили широкое освещение в прессе, благодаря чему значительно увеличился поток паломников в обитель. В начале ХХ века монастырь в летние месяцы посещало до 20.000 человек.
На протяжении четырех столетий, с XVI по XX вв., при Соловецком монастыре существовала тюрьма, в которую помещали узников за преступления против веры и государства. Среди них многие известные религиозные и политические деятели: духовник Ивана Грозного Сильвестр, келарь Троицкой лавры Авраамий Палицын, последний кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Кальнишевский, царедворцы Петр Толстой и Василий Долгорукий, декабрист Александр Горожанский.
Ситуация изменилась с приходом советской власти. Монахам было предложено покинуть обитель, а на острове в 1920 году был организован совхоз и лагерь принудительных работ, закрытые в 1923 году в связи с основанием Соловецкого лагеря особого назначения, просуществовавшего под разными названиями и разным подчинением до 1939 года. За это время только через архипелаг (начиная с конца 20-х годов, были еще и материковые, более многочисленные отделения) прошло около 100000 заключенных. Количество погибших на островах неизвестно до сегодняшнего дня, исследователи предполагают, что их было около 20000. Заключенные располагались в самом монастыре (это было самое большое, кремлевское отделение), в скитах и пустынях, бывших монастырских тонях. В конце 20-х годов в южной части поселка были построены бараки, сохранившиеся до сегодняшнего дня.
После закрытия лагеря в 1939 году на островах до 1957 года располагался Учебный отряд Северного флота, давший стране более 50000 флотских специалистов.Конечно, особое значение он имелв годы Великой Отечественной войны. В пяти школах Учебного отряда готовили пулеметчиков, зенитчиков, боцманов, мотористов, коков. Воспитанники отряда участвовали в обороне Заполярья, освобождении блокадного Ленинграда, войне с милитаристской Японией. В 1942 году на базе Учебного оряда организована Соловецкая школа юнг Военно-Морского Флота. В школу набирали мальчишек-добровольцев 15-16 лет (впоследствии оказалось, что многие из них были младше). Они получали морскую специальность ― это были боцманы, мотористы, электрики, рулевые, радисты. Через год обучения мальчишки отправлялись на фронт. Всего за три военных года было выпущено более 4000 юнг, около 1000 из них погибли.
В 1967 году в стенах бывшего Соловецкого монастыря был открыт музей и началась первая работа по изучению и сохранению культурного наследия, которая продолжается до сегодняшнего дня.
В 1990 году возрожден Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь, имеющий статус ставропигиального. В 1992 году произошло важнейшее событие в истории возрожденной обители ― на Соловки вернули мощи преподобных основателей обители Зосимы, Саваатия и Германа, вывезенные в 30-е годы.